Обзор НПА за период с 1 по 15 мая 2020 года

 

С 12 мая завершился период нерабочих дней, ранее введенный Президентом РФ в связи с эпидемией коронавирусной инфекции нового типа. Главы регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов РФ могут принимать решения о поэтапном снятии ограничений и возобновлении работы предприятий.

  1. Стенограмма совещания Президента России о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны от 11 мая 2020 г.

11 мая 2020 г. состоялось очередное совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны.

С 12 мая единый период нерабочих дней для всей страны и для всех отраслей экономики завершается. Но не завершается борьба с эпидемией.

Выход из режимов ограничений быстрым не будет. Он потребует значительного времени. Поэтому, начиная с 12 мая, на всех этапах вплоть до полного завершения эпидемии необходимо будет сохранять как общие санитарные требования, так и дополнительные профилактические меры в регионах.

Разумеется, по всей стране пока исключаются любые массовые мероприятия. И конечно, всем надо строго выполнять санитарные правила. Это касается работы организаций, предприятий, магазинов, сферы услуг, транспорта.

Режим повышенной безопасности должен сохраняться и для людей старше 65 лет, а также для тех, кто страдает хроническими заболеваниями.

Естественно, как и прежде, продолжат работу все государственные и муниципальные органы власти, организации так называемого непрерывного цикла, медицинские учреждения, аптеки, финансовые структуры, торговля продуктами питания и товарами первой необходимости.

Кроме того, начиная с 12 мая везде, где это возможно, необходимо создать условия для восстановления деятельности предприятий базовых отраслей экономики, а это строительство, промышленность, сельское хозяйство, связь, энергетика, добыча полезных ископаемых.

Здесь занято значительное количество работников, и работа для них – это зарплата, благополучие семьи. И что очень важно, деятельность таких предприятий не связана с необходимостью прямого контакта с потребителями, а значит, есть возможность возобновления работы с низкими рисками. Естественно, при соблюдении всех санитарных норм.

  1. Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 “Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

В условиях постепенного снятия ограничительных мероприятий высшим должностным лицам субъектов РФ предоставлено право продлевать указанные мероприятия на своей территории. При этом они вправе:

– определять территории внутри субъектов, где ограничительные мероприятия будут продлены;

– приостанавливать деятельность предприятий, в том числе системообразующих, по согласованию с Правительством РФ (не могут распространяться на ряд организаций, в том числе на медицинские и аптечные, а также не затрагивают предприятия и организации из пострадавших отраслей);

– вводить ограничения на передвижение.

При этом должны быть предусмотрены и согласованы с Правительством РФ меры поддержки бизнеса. Заработная плата за работниками сохраняется.

Указ вступает в силу с 11.05.2020г.

 

  1. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 694 “О порядке согласования проектов решений высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о приостановлении (ограничении, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на определенной в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей”

Постановление приято во исполнение Указа Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 и вступает в силу с 18.05.2020 г.

 

  1. Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313 “О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников”

Указ вступает в силу с 06.06.2020 г.

 

  1. Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 мая 2020 г. “О методических рекомендациях для определения комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19”

Роспотребнадзором разработаны и направлены в субъекты Росийской Федерации методические рекомендации для определения показателей, которые являются основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий.

Главы субъектов на сегодня имеют полномочия определять перечень конкретных мер по сдерживанию эпидемии.

Подготовленные рекомендации по снятию ограничительных мер – это методический инструмент для этой работы, предусматривающий ее этапность.

На каждом из этапов главы регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов смогут принимать решения о конкретных мероприятиях.

При наличии в субъекте Российской Федерации на момент принятия решения уже снятых ограничений на отдельные виды деятельности или их отсутствии, решение может не пересматриваться. То есть предприятия, которые уже открыты в регионах, продолжат свою работу.

Методика оценки готовности к выходу из ограничительных мероприятий включает в себя оценку таких параметров как коэффициент распространения инфекции, вычисляемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции, свободный коечный фонд и охват тестированием. Таким образом, для каждого региона период выхода из ограничительных мероприятий и его продолжительность будут индивидуальными.

 

  1. Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 “Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19”, утверждены ГГСВ РФ 08.05.2020

 

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора ограничительные мероприятия будут сниматься поэтапно. Для каждого этапа определены свои показатели, которые рассчитываются по установленной формуле, и соответствующий комплекс мероприятий.

Снятие ограничительных мероприятий означает возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями.

На первом этапе возобновляется работа предприятий

– сферы услуг;

– торговли непродовольственными товарами.

Становятся возможными:

– занятия физкультурой и спортом на открытом воздухе при условии совместных занятий не более 2-х человек и расстояния между занимающимися не менее 5 метров;

– прогулки на улице не более 2-х человек вместе, при условии социального дистанцирования, исключая посещение мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок.

На втором этапе возобновляется работа:

– предприятий торговли непродовольственными товарами с увеличением площади открываемого объекта до 800 кв. м. площади торгового зала, а также иные форматы торговли, включая уличные;

– отдельных образовательных организаций.

На третьем этапе возобновляется работа:

– предприятий торговли и сферы услуг – без ограничения числа одновременно обслуживаемых посетителей и площади открываемого объекта;

– предприятий общественного питания (при условии расстановки перегородок или расстановки столов на расстоянии 1,5-2 метров);

– всех образовательных учреждений;

– гостиниц;

– мест отдыха населения (парков, скверов и других) при соблюдении условий социального дистанцирования.

На всех этапах соблюдаются следующие условия:

– режим самоизоляции для людей с высоким риском тяжелого заболевания (лиц старше 65, лиц с хроническими заболеваниями, в первую очередь – лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, диабетом) и принятие дополнительных мер при вынужденном выходе из дома;

– сохранение работы в удаленном доступе, если это не нарушает функционирование учреждения/предприятия, или введение, где возможно, посменной работы, с нахождением на дистанционной работе контингентов из групп риска;

– использование гигиенических масок (в транспорте, в общественных местах, при любом выходе на улицу);

– соблюдение масочного режима всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы;

– соблюдение дезинфекционного режима;

– соблюдение социального дистанцирования (не менее 1,5 метров);

– проведение интенсивной информационной работы с населением.

Населению целесообразно использовать личный транспорт.

При начале и возобновлении деятельности предприятия и организации должны выполнять мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

 

  1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 мая 2020 г. N 02/9440-2020-32 “О верификации результатов исследований на COVID-19”

На основании анализа эффективности проведения исследований на новую коронавирусную инфекцию, учитывая, что лабораториями ООО “НПФ “Хеликс”, ООО “Лаборатория Гемотест”, ООО Лаборатория “Литех”, ООО “Клиника новых медицинских технологий “АрхиМед” достигнуты высокие стабильные показатели результативности исследований на новую коронавирусную инфекцию, пробы, исследованные в указанных лабораториях, не подлежат ретестированию, а положительные результаты исследований не требуют обязательной верификации в лабораториях учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Информация по вопросам лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию актуализируется и размещается на сайте ФБУЗ “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии” Роспотребнадзора.

 

  1. Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2020 г. “О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования”

 

В условиях, когда в установленном порядке введен так называемый “масочный режим”, любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях “масочного режима” гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 ГК РФ).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (далее – Закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов РФ с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта “ф” пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

 

  1. Письмо ФФОМС от 08.05.2020 № 6235/30-2/и «О недопустимости необоснованных отказов застрахованным лицам в оказании медицинской помощи по причине отсутствия лабораторных исследований на наличие COVID-19»

ФФОМС сообщил, что требование результатов лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 для плановой госпитализации пациента является нарушением, которое согласно Приказу от 28.02.2019 № 36 “Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию”, классифицируется как необоснованный отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС с применением к медицинской организации соответствующих штрафных санкций. Терфондам рекомендовано усилить контроль за недопущением необоснованных отказов застрахованным лицам в оказании медицинской помощи, но с учетом установленных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 ограничений при проведении экспертных мероприятий.

В соответствии с указанным постановлением в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, приостанавливается проведение страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, за исключением медико-экономических экспертиз медицинской помощи при онкологических заболеваниях, остром нарушении мозгового кровообращения, остром коронарном синдроме, а также медико-экономических экспертиз по обращениям застрахованных лиц. Медицинские организации вправе принять решение о предоставлении медицинской документации, необходимой для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в страховую медицинскую организацию.

 

  1. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2020 г. N 30-0/И/2-5931

Минздрав РФ разработал минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, включающие требования к оснащению структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19, создаваемых в том числе для увеличения объема коечного фонда, с целью дальнейшего оказания медицинской помощи пациентам со средней степенью тяжести течения заболевания.

Дополнительно развертываемые койки не должны ухудшить доступность и качество оказания экстренной медицинской помощи населению.

 

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 апреля 2020 г. N 394н “Особенности прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории”

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 приостановлено проведение аттестации медицинских работников и фармацевтических работников на получение квалификационной категории до 1 января 2021 года. Кроме того продлен на 12 месяцев срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 1 февраля 2020 года до 1 января 2021 года.

Приказ вступает в силу с 11.05.2020 г.

 

  1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 28 апреля 2020 г. № 01и-750/20 “О проведении совещаний”

Росздравнадзор в целях подготовки к внедрению с 1 июля 2020 г. обязательной маркировки лекарственных препаратов для медицинского применения средствами идентификации, предусмотренной Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 462-ФЗ, информирует о проведении в период с 12 мая по 9 июня 2020 г. совещаний в режиме видеоконференцсвязи с организациями, осуществляющими фармацевтическую и медицинскую деятельность.

В ходе указанных мероприятий планируется рассмотреть вопросы, связанные с подготовкой субъектов обращения лекарственных средств к работе с маркированной продукцией, в том числе:

– оценка уровня готовности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую или медицинскую деятельности, к работе в системе обязательной маркировки лекарственных препаратов (тестирование товаропроводящей цепи);

– вывод из оборота лекарственных препаратов (розничная торговля, лекарственное обеспечение, оказание медицинской помощи, иные действия субъектов обращения лекарственных средств);

– регистраторы выбытия: оснащение, подключение, взаимодействие с информационными системами (вопросы и решения);

– действия с маркированными лекарственными препаратами в обособленных подразделениях медицинских организаций (как организовать работу по приемке, отпуску и реализации лекарственных препаратов в ФАП и ФП).

Для участия в совещаниях необходимо пройти электронную регистрацию по адресу https://честныйзнак.рф/lectures/rzn/. Ссылка для подключения к видеоконференции будет направлена на адрес электронной почты участника, указанный при его регистрации.

График проведения совещаний по подготовке к внедрению с 1 июля 2020 г. обязательной маркировки лекарственных препаратов для медицинского применения средствами идентификации

№№ Участники Дата проведения Начало мероприятия
1. Центральный федеральный округ 12.05.2020 12-00
2. Москва и Московская область 14.05.2020 12-00
3. Северо-Западный федеральный округ 18.05.2020 12-00
4. Южный федеральный округ 20.05.2020 12-00
5. Северо-Кавказский федеральный округ 25.05.2020 12-00
6. Приволжский федеральный округ 28.05.2020 12-00
7. Уральский федеральный округ 03.06.2020 12-00
8. Сибирский федеральный округ 05.06.2020 10-00
9. Дальневосточный федеральный округ 09.06.2020 10-00
  1. Информация Федеральной службы по труду и занятости от 14 мая 2020 г. “Роструд напоминает о недопустимости нарушения трудовых прав работников на удаленке”

При переводе сотрудников на удаленную работу работодатель определяет порядок организации работы, который подразумевает график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому. Далее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает соответствующий приказ о временном (на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции) переходе сотрудников на удаленную работу на дому. С этим приказом работодатель должен ознакомить каждого сотрудника, кто переходит на удаленный формат работы, а также получить его согласие.

Чтобы избежать трудовых споров в последующем, работодателю нужно определить порядок организации работы – как доводить до сотрудника задания и, как сотрудник отчитывается об их выполнении. Вопрос об обеспечении работников оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами для выполнения трудовых обязанностей, а также предоставление работником работодателю готовой продукции и/или отчетности о проделанной работе также рекомендуется отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Изменения в части перехода на удаленный режим работы могут оформляться путем обмена электронными образами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке.

При этом включение в трудовой договор дополнительных условий о работе вне места расположения работодателя в связи распространением коронавируса не лишает работников гарантий, предусмотренных ТК РФ. Соответственно работник обязан выполнять весь объем работы в соответствии с его должностными обязанностями, а работодатель оплачивать его труд в соответствии с условиями трудового договора. Если работник трудится полное время и выполняет объем работы, снижение работодателем заработной платы работника в одностороннем порядке будет считаться нарушением трудового законодательства.

 

  1. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 мая 2020 г. “Прием заявок на предоставление грантов частным медицинским организациям продлен до 15 июня”

До 15 июня 2020 года продлен прием заявок от частных медицинских организаций, находящихся на территориях Республик Бурятия, Мордовия, Татарстан, Алтайского, Камчатского и Ставропольского краев, Воронежской, Волгоградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Тюменской областей и в г. Москве, на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов на оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, в том числе проживающим в сельской местности.

Отобранным по результатам конкурсного отбора частным медицинским организациям будут предоставлены гранты в форме субсидий из федерального бюджета. За счет средств грантов предполагается компенсировать расходы негосударственным клиникам, которые будут осуществлять медико-социальный патронаж граждан старше 65 лет.

 

  1. Информация Фонда социального страхования РФ от 18 мая 2020 г.
    “Памятка работодателю (страхователю), с которым в трудовых отношениях состоят лица возраста 65 лет и старше”

Работником, достигшим по состоянию на 12 мая 2020 года возраста 65 лет (дата рождения 12 мая 1955 года и ранее), на период изоляции (с 12 мая по 29 мая 2020 года) будет оформлен электронный листок нетрудоспособности в связи с карантином (код “03”) без посещения медицинской организации. Это не касается работников возраста 65 лет и старше, которые в период с 12 мая по 29 мая 2020 года находятся в ежегодном оплачиваемом отпуске или переведены на дистанционный режим работы.

В расчет не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью по другим основаниям (заболевание, травма, карантин по постановлению региональных органов власти, уход за больным членом семьи и т.п.), а также периоды освобождения от работы в связи с ежегодным отпуском, отпуском без сохранения заработной платы, простоя и в иных случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.

ФСС информирует работодателей о порядке действия для оформления электронного листка нетрудоспособности.

 

  1. Информация Банка России от 13 мая 2020 г. “Банк России с 1 июня ограничит эквайринговые комиссии для медицинских услуг”

С 1 июня по 30 сентября 2020 года максимальное значение эквайринговой комиссии при оплате медицинских услуг не должно превышать 1%. Такое решение принял 13 мая Совет директоров Банка России.

Ограничение комиссии распространяется на клиники и больницы, медицинские лаборатории, скорую помощь и лицензированных врачей, занимающихся общей или специализированной медициной. Принятое решение сократит комиссии более чем в 1,5 раза от текущего уровня.

Ранее Банк России ограничил до 30 сентября 2020 года эквайринговые комиссии для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса.

 

  1. Руководство ESHRE по возобновлению лечения методом ВРТ. Документ, подготовленный рабочей группой ESHRE COVID-19 и опубликованный на веб-сайте ESHRE. Дата публикации: 23/04/2020

 

  1. The Association of Reproductive and Clinical Scientists (ARCS) and British Fertility Society (BFS) U.K. best practice guidelines for reintroduction of routine fertility treatments during the COVID-19 pandemic.

 

Prepared by the ARCS/BFS COVID working group on behalf of the Executive Committees of ARCS and the BFS.Published on the ARCS and BFS websites

Date of publication: 6th May 2020

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Вы можете оставить здесь свой комментарий