Верховный суд РФ подтвердил, что при проведении внеплановой контрольной проверки ТФОМС не вправе выходить за пределы заявленной темы проверки.
Верховный суд РФ подтвердил, что при проведении внеплановой контрольной проверки, назначенной для контроля устранения нарушений, выявленных по результатам плановой проверки, ТФОМС не вправе выходить за пределы заявленной темы проверки.
Так Фондом была проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного (рационального) использования средств, выделенных на реализацию территориальной программы ОМС. По результатам составлен акт, которым заявителю предписано восстановить средства, использованные не по целевому назначению, и уплатить штраф.
Позднее Фонд назначил внеплановую контрольную проверку для проверки устранения нарушений. Однако в ходе проверки было выявлено нецелевое использование средств ОМС в ином периоде, учреждению здравоохранения предписано восстановить средства, использованные не по целевому назначению и уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению.
Суды всех инстанций пришли к выводу, что Фонд при проведении контрольной проверки вышел за ее предмет – проверил соблюдение учреждением здравоохранения требований Закона об ОМС в ином периоде, что не связано с контролем за устранением ранее допущенных нарушений. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, тем, что в рамках проверки полежали представлению не отдельные документы, связанные с исполнением отдельных договоров, а журналы операций по банковскому счету по средствам ОМС (проверены сплошным методом), банковские документы по средствам ОМС (проверены сплошным методом), договоры, сметная документация, счет-фактуры, акты выполненных работ.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что проверяя в ходе контрольной проверки иной период, Фонд вышел за пределы проверки, фактически проведя плановую тематическую проверку с нарушением процедуры, предусмотренной Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (утверждено Приказом ФФОМС от 16.04.2012 г. №73, зарегистрирован в Минюсте РФ 26.04.2012 г. № 23953).
Определение Верховного Суда РФ от 15 мая 2019 г. N 304-ЭС19-5625